выразительность

  • 121Бетховен Л. —         (Beethoven) Людвиг ван (16 XII (?), крещён 17 XII 1770, Бонн 26 III 1827, Вена) нем. композитор, пианист и дирижёр. Сын певчего и внук капельмейстера боннской придв. капеллы, Б. приобщился к музыке в раннем возрасте. Муз. занятиями (игра… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 122Вибрато —         вибрация (итал. vibrato, лат. vibratio колебание).         1) Приём исполнения на струн. инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодич. изменение в небольших пределах высоты,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 123Итальянская музыка —         Истоки И. м. восходят к муз. культуре Др. Рима (см. Древнеримская музыка). Музыка играла существ. роль в обществ., гос. жизни Римской империи, в быту разл. слоев населения; богатым и разнообразным был муз. инструментарий. Образцы др.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 124Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …

    Музыкальная энциклопедия

  • 125Нидерландская музыка —         Под Н. м. принято понимать муз. культуру, развивавшуюся до кон. 16 нач. 17 вв. па территории т. н. Нидерландов исторических (совр. Нидерланды, Бельгия, Сев. Вост. Франция, Люксембург); с кон. 16 нач. 17 вв., т. е. со времени нац.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 126Россини Д. А. —         (Rossini) Джоаккино Антонио (29 II 1792, Пезаро 13 XI 1868, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Его отец, человек передовых, республиканских убеждений, был музыкантом гор. дух. оркестра, мать певицей. Обучался игре на спинете… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 127Сентиментализм —         (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental чувствительный; от франц. sentiment чувство; нем. empfindsamer Stil чувствительный стиль) течение в лит ре и иск ве с середины до конца 18 в. В его основе лежало стремление к раскрепощению… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 128Экспрессия — Экспрессія выразительность, выраженіе. Ср. Еврей смягчалъ экспрессію, понижая тонъ и издавая рулады, выражавшія очевидную готовность къ компромиссу. В. Г. Короленко. Въ послѣдственномъ отдѣленіи. Ср. Expression (exprimere, выжимать)… …

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • 129ЗНАНИЕ НЕЯВНОЕ —         скрытое, молчаливое, имплицитное (от лат. implicite в скрытом виде, неявно; противоположное explicite), периферийное в отличие от центрального, или фокального, т.е. находящегося в фокусе сознания. Эмпирич. базис личностного молчаливого… …

    Энциклопедия культурологии

  • 130ИНФОРМАЦИЯ —         (informatio ознакомление, представление лат.)         1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений в этом качестве И.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 131ИОАНН ПАВЕЛ II —         (Войтыла (Wojtyla) Кароль; псевд.: А.Я. (A.J.), Явень (Jawien), Петр и др.) (р. 1920)         папа Римский, польский священник, краковский кардинал, ученый богослов, проповедник, публицист, поэт, драматург. Учился в Ягеллонском ун те на ф …

    Энциклопедия культурологии

  • 132ОБРАЗ —         явление, возникающее как рез т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно… …

    Энциклопедия культурологии

  • 133Интонация — лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании). Одной из важнейших функций интонации целого… …

    Литературная энциклопедия

  • 134Поэзия и проза — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной литературы, или в смысле противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной,… …

    Литературная энциклопедия

  • 135Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… …

    Литературная энциклопедия

  • 136Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …

    Литературная энциклопедия

  • 137Танская поэзия — ТАНСКАЯ ПОЭЗИЯ. Эпоха династии Тан (618 905) в истории Китая была эпохой политического и экономического подъема страны, роста могущества и культурного влияния Китая, объединенного под властью танских императоров после многих веков упадка и… …

    Литературная энциклопедия

  • 138знаки препинания — часть графики, система значков для оформления предложения на письме. Современное рус. письмо использует следующие знаки препинания: точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки; запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, скобки,… …

    Литературная энциклопедия

  • 139термин — (лат. terminus – предел, граница), слово или словосочетание, обозначающее определённое понятие в какой нибудь специальной области науки, техники, искусства. Существуют традиционные и устоявшиеся термины, но процесс их образования никогда не… …

    Литературная энциклопедия

  • 140Декоративность —         совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально выразительную и художественно организующую роль произведений искусств пластических в окружающей человека предметной среде. Художественные приёмы, обусловливающие декоративность …

    Художественная энциклопедия